Сергей Жуков

 

 

 

 

 

 

композитор

заслуженный  деятель  искусств Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

сочинения

 

«ALLELUJA»

для скрипки соло и струнного оркестра, 2005 г.

 

«Alleluja» Сергея Жукова примыкает к большой группе современных сочинений, осмысляющих категорию духа в традициях христианской религии, но остающихся при этом абсолютно светскими. По словам композитора, это «аллегория фрагмента церковной службы». Самое явное на то указание – финальная часть произведения: в ней сакральный хвалебный возглас трижды пропевают музыканты оркестра, к которым, по замыслу автора и специальному знаку дирижера, должна присоединиться и публика в зале.  

«Alleluja» открывается вступлением, задающим сосредоточенно-строгий настрой и в чем-то действительно напоминающим подготовку к началу службы. На унисон низких струнных, чуть раскачивающийся, словно гул из глубины, накладываются редкие и яркие звуки колокольчиков, треугольника и им подобные, - так, будто в полумраке выносят, нечаянно задевая одно о другое, некие тайные предметы, которые до времени видеть не положено.    

«Ведет службу» скрипка. Тематически оформленное соло возникает не сразу, а через цепь соединений с оркестром секундовой интонацией: эта связь фиксируется сонористическим эффектом «разбегающихся по воде кругов». В отличие от позднеромантических концертов, в XX веке развивших идею солиста и оркестра как противопоставление индивидуума толпе, здесь оркестр, скорее, паства, послушная и преданная «пасторскому слову» солиста. Распевная, печально-строгая тема скрипки генетически связана с традиционной русской песенностью и является, пожалуй, одной из лучших форм лирического высказывания в творчестве Сергея Жукова. Усиленно поддерживаемая оркестром главная тема проводится во все более высокой тесситуре, приобретая максимально убедительный, страстный характер, как бы пробираясь к небесам, где обретает кульминационное «космогоническое» звучание.  

Заключительный этап развития (словно возвращение на землю, к сути происходящего в наполненном людьми храме) знаменует вступающий метрономический отсчет времени – непрерывные до конца мерные удары древком смычка по струнам. Тема растворяется во все более высоких, наконец флажолетных, фигурациях, а ее функции, иначе – ее «слово» передается оркестру как спонтанно возникающему в церкви хору, поющему «Alleluia» и олицетворяющему идею соборности.          

 

О. Бугрова

 

   
     

zhukov.sergei@gmail.com