|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|||||||||||||
композитор заслуженный деятель искусств Российской Федерации |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
СОНАТА CAPRICCIOдля виолончели соло 1980 г. Соната для виолончели соло насыщена внутренней диалогичностью. Отправная точка драматургии — становление эмоционально насыщенной протяженной линии из интонационно неоформленного двенадцатитонового пространства (Senza tempo; Andante). В разделах Presto и Lentamente смятению, подстегиваемому ударно-ритмическим агрессивным началом, противопоставлено свободное нисходящее парение бесконечной мелодии, в которой все ярче проступают интонационные черты арии Хозе из оперы Бизе «Кармен». Трагический срыв приводит к заострению изначального контраста — расширению его регистровых границ. Длящийся звук струны — человеческий голос, растворяясь в высоте, согревает остающееся далеко внизу пространство земли. В такой трактовке струнного инструмента сказывается, быть может, воздействие на композитора творческого мира Шостаковича последних лет. Соната обладает своеобразным «подтекстом», зашифрованным в ритмико-мелодической фигурке классического украшения — «группетто». Эта фигурка, трактованная в духе позднего Малера, фактически является основным смысловым элементом Сонаты, выполняя роль своеобразного «знака прощания» и одновременно указывая на классическое наследие как объект ретроспективы. С этой точки зрения все произведение представляется своего рода неоклассическим «поиском утраченного времени», где роль утраченного «идеала» возложена на арию Хозе и, шире, на французский музыкальный романтизм (в мелодии Lentamente ощущаются и более скрытые аналоги с «Умирающим лебедем» Сен-Санса. .
Н. Шантырь, Из аннотации к пластинке
|
||||||||||||||
zhukov.sergei@gmail.com |
||||||||||||||