Сергей Жуков

 

 

 

 

 

композитор

заслуженный  деятель  искусств Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сочинения

 

CONCERTO  SACRA

1997 г.

 

«Сразу же вслед за Концертом Мистерией по просьбе Bekova Sisters Trio С. Жуков написал Concerto Sacra для трио солистов и струнного оркестра. В сочинении использован материал Партиты для скрипки соло, которую, в свою очередь композитор написал основываясь на жанре канта – песни-гимна в русской и украинской музыке XVIII века. Кроме того, в тематизме всех трёх частей сочинения обыгрываются звуки-инициалы имён исполнительниц В, Е, и А. Инструменты словно произносят эти имена, как бы обращаясь друг к другу, и в ритме фраз можно услышать подобие слов «Альфия», «Элеонора», «Эльвира», «Бекова»…

В отличие от Концерта Мистерии, в Concerto Sacra присутствует скорее не единое трио солистов, а противопоставленные рояль и дуэт струнных. Это обозначается уже в первой части Canzona dolore, где рояль «обращается» к партнёрам, «произнося» слова «Альфия» и «Эльвира» (имена виолончелистки и скрипачки), а скрипка и виолончель – слово «Элеонора» (имя пианистки). После срыва фортепиано вниз на кластер начинается динамичная вторая xасть Atto e recitativo. Инструменты хроматически «разбегаются» от стержневой ноты и после кульминации – большой речитатив рояля. «Всхлипывают» виолончель и скрипка. Их «плач» звучит всё выше и, в конце концов, сливается с фоном оркестра – шорохом струнных флажолетов. Звуковое пространство, как бы разрушается. Последняя часть – Canzona sacre. Хорал фортепиано подразумевает слова «Господи, помилуй». На материале этого хорала – кульминация и заключительное solo рояля…»

.                                                                                                                                                        

 

С. Бирюков,

Из аннотации к компакт-диску

 

 

   
 

 zhukov.sergei@gmail.com