|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
композитор заслуженный деятель искусств Российской Федерации |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
«Дифирамб» для большого симфонического оркестра 1998 г.
Сочинение создано в 2000 году к международному музыкальному конкурсу, объявленному по инициативе ЮНЕСКО в честь миллениума. Наступление нового тысячелетия как повод для творчества во многом определило и выбор гимна в качестве жанра произведения, и его внутреннее содержание, в котором настоящее объединилось с прошлым. Структурной основой «Дифирамба» служит образец раннего европейского многоголосия. Это процитированный органум «Viderunt Omnes», автором которого является французский композитор рубежа XII-XIII веков Перотин, или Перотинус Великий. Первоначальное изложение темы максимально приближено к оригиналу – она проводится в партии дисканта, погруженная, однако, в современную сонорную среду. Дальнейшее развитие связано с фактурно-тембровым варьированием и все большим накоплением энергии и массы звучания. Инструментальное «оформление» органума – сначала ударными, к которым затем присоединяются деревянные и усиливающие мощь медные духовые с выделенной линией валторн на едином ритмическом фоне – вызывает невольную ассоциацию с неоренессансом и придает звучанию смысл некоей жанровой сцены «из рыцарских времен». Следуя логике «сюжета», в продолжение движения на возрастающей непрерывно и драматично волне тема значительно видоизменяется и, наконец, провозглашается туттийно, победительно, в героико-гимническом варианте. Последующий резкий спад звучности как бы отодвигает вглубь всплывшую из исторически далекого времени картину, и в заключение «Дифирамба» пережившая череду трансформаций и интонационно изменившаяся тема вновь тихо пропевается солистом, напоминая о первоначальной чистоте своего смысла.
О. Бугрова
|
|||||||||||||||||
zhukov.sergei@gmail.com |
|||||||||||||||||