Сергей Жуков

 

 

 

 

 

 

композитор

заслуженный  деятель  искусств Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

сочинения

 

«Эхо»

три стихотворения А. Пушкина для сопрано и фортепьянного квартета

1979 г.

 

«Цикл открыл романс, вызвавший немедленные ассоциации с П. Чайковским. Этими словами начинается опера «Евгений Онегин»: «Слыхали ль, вы…» Какую смелость должен иметь композитор, чтобы вступить на путь творческого состязания с П. Чайковским, Г. Свиридовым! В заключение цикла прозвучало «Эхо», и возникла ещё одна параллель с сочинением весьма недавним, хоровым концертом Г. Свиридова «Пушкинский венок», где есть хор на те же слова.

Сопоставления музыке С. Жукова не повредили. Ощущалось нечто свежее в «раскладе» Пушкинского стиха, каким он прозвучал в первом романсе: в восходящей имитационной шкале кантиленных мотивов, в мелодических секвенциях.  Хорошо оттеняя, и одновременно продолжал их следующий номер «Пора, мой друг, пора…», задумчиво медленный, вальсообразный. Завершился цикл быстрым «Эхо». Именно скорость темпа, в соединении с танцевальностью были неожиданностью в этом романсе».

 

С. Бирюков

 

 

«… в «Эхо» средством акцентировки музыкального смысла становится инструментальная звукопись; особенно явственны пространственные ассоциации в перекличке вокальной и инструментальной партий (стихотворение «Слыхали ль, вы…»).  В рамках всего цикла Прелюдия, Интерлюдии и Постлюдия становятся лирическим комментарием, придающим внутреннюю цельность сопоставлению различных образов: элегического («Слыхали ль, вы…») и философского («Пора, мой друг, пора…») с последующим выводом («Эхо»). Инструментальные реплики, как в циклах немецких романтиков, выстраивают движение образа, органично подытоживают его (Постлюдия в «Эхо»).

 

М. Лобанова

 

 

zhukov.sergei@gmail.com