Сергей Жуков

 

 

 

 

 

 

композитор

заслуженный  деятель  искусств Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

сочинения

 

"Из жизни марионеток"

для фортепьянного трио, по мотивам пьесы А. Шницлера «Подвенечная фата Пьеретты»

2012 г.

Сценарный план

Действующие лица:
Пьеретта старая в потрепанном платье, может быть в старом пальто
Арлекин. Все тот же молодой, красивый как обычно. Силен. В форме…
Пьеро. (кукла) Головой засунут в рояль. Бездыханное вялое тело.
Пьеретта молодая с фотографии в рамке
Трио музыкантов (рояль, скрипка, виолончель).

Пролог

До музыки.
Входят: трио, Арлекин, молодая Пьеретта. Все участники действа выходят на авансцену. (Приветствуют, проверяя готовность зрителя к просмотру). Далее расходятся на свои места: трио уходит в глубину сцены к роялю, Арлекин садится на стул спиной к зрителю, молодая Пьеретта входит в рамку, образуя фотографию. Трио расходится к стульям, открывая картинку: Пьеро в рояле.

Зависает пауза ожидания. В этой паузе Арлекин тупо играет на детском пианино 2 такта, непрерывно повторяющиеся из первого номера, а музыканты играют смычками на стаканах (длинный противный высокий пронзительный звук, который в финале превращается в чоканье). В определенный момент, когда пауза ожидания перерастет в кульминационную точку, все звуки прерываются, в тишине мы слышим стук каблуков и появляется старая Пьеретта с подносом в руках. На подносе 6 бокалов, которые она напряженно раздает всем участникам действия, пытаясь вовлечь их в игру.
Старая Пьеретта начинает раскручивать шарик в стакане, к этому присоединяются все по очереди. Все быстрее и быстрее, это превращается в страшный гул, доводится до накала и в определенный момент (по сигналу молодой Пьеретты) шарики выбрасывают на пол. (шарик олицетворяет яд). Через паузу начинается номер «Пантомима»

Пантомима.

После первых аккордов вступления старая Пьеретта погружается в воспоминания и начинает движение по сцене то к фоторамке, то Арлекину, то к трио музыкантов. И так пока не наткнется на Пьеро – куклу.
С началом скрипичного соло оживает кукла Пьеро (ей руководит старая Пьеретта). Движения Пьеро плавные: он просыпается ото сна, подходит к фоторамке, обрисовывает контуры рамки, контуры Пьеретты, нежно проводит по стеклу и целует фотографию. Он в отчаянии от нее отскакивает: «Мне хочется уйти, как прежде. В свободу, одиночество. А может быть смерть». Высовывается в окно «Ужели я грежу». Пьеро слышит на лестнице шаги. Стук в дверь. (молодая Пьеретта переворачивает рамку вертикально, превращая ее в дверной проем.)

Встреча
Пьеро подбегает к двери, подает руку молодой Пьеретте: «Во сне или наяву? Ты ли это? Ты здесь!». Она входит в комнату, молчит, испуганно смотрит на окно, словно слышит там что-то. Пьеро спешит к окну, закрывает его, затем быстро закрывает дверь. Они страстно обнимаются. Пьеро обнаруживает фату: «Объясни мне…». «Неважно…» - говорит Пьеретта.
Она отводит Пьеро к окну и предлагает выпить яду: «Мы будем всегда вместе». «Нет нет нет, - говорит Пьеро, – мир так прекрасен. Давай сбежим». «Куда? Мы нищие», - отвечает молодая Пьеретта. «Хорошо, - обреченно сказал Пьеро, – но прежде повеселимся». Они разливают по бокалу вина, кружатся в вальсе, страстно целуются. Пьеро делает несколько фотографий хохочущей Пьеретты. Он резко прерывает танец, берет в руки шарик и бросает в бокал. «Ты готова?» - обращается Пьеро к Пьеретте. Пьеретта нервно бросает свой шарик в бокал, решительно подносит его к губам и в последний момент резко останавливается. Пьеро говорит: «Последний поцелуй». Они целуются, и он быстро выпивает яд. Пьеретта медленно отодвигает бокал ото рта и в ужасе смотрит на падающего Пьеро. Он же, увидев, что она не выпила свой яд, в ярости выбивает бокал из ее рук. Пьеретта окаменела. В ужасе мчится прочь, выбегает в дверь, превращая ее обратно в рамку. Кукла Пьеро, руководимая старой Пьереттой, принимает первоначальную позу «головой в рояль». Старая Пьеретта «выходит» из этих воспоминаний.

Переход к номеру «Танго»

(танго – есть не воспоминания Пьеретты, а то чем она живет сегодня, сейчас)
После номера «Пантомима» Пьеретта берет ноты у музыканта, относит их Арлекину, идет за кружкой кофе, приносит ее Арлекину, отдает ему, дежурный поцелуй, Арлекин кидает чашку. Это повторяется несколько раз с ускорением до тех пор, пока Арлекин не кинет в нее пиджак. В этот момент вступает музыка. Арлекин переплавляет эту несуразную позу в положение «приглашение к танго». Их лица окаменелые, без эмоции. Картина показывает нам однообразие жизни Арлекина и Пьеретты, их отношения зашли в тупик.

Танго

Арлекин подводит Пьеретту к рамке, принудительно пытается своими руками сделать ей мимику такую же, как на фотографии, возвращая былой вид Пьеретты. Мимика на ее лице держится несколько тактов и пару шагов танго, потом медленно сходит. Арлекин хватает Пьеретту и кружит ее в некотором отчаянии. Она вылетает из его рук, бьется об рамку и здесь происходит подмена старой Пьеретты на молодую. Арлекин уходит в грезы былой жизни.
Танец как акт, где Пьеретта меняется: то молодая, то старая. Аллегория этого танца – вернуть былую страсть.
Финал танго
Увы, время не повернуть вспять. Пьеретта живет событием, которое случилось в день свадьбы. Смерть Пьеро не оставляет ее в покое. Арлекин пытается отогнать от Пьеретты эти воспоминания.

Переход к номеру «Вальс»

Арлекин снимает с Пьеретты свадебное платье, она остается в ночной рубашке. Он берет ковш и поливает Пьеретту водой. Аллегория полового акта. По окончании Арлекин садится на место довольный и удовлетворенный. Старая Пьеретта сжимается от боли, почти рыдает, она на грани сумасшествия медленно поворачивает голову к фотографии и та оживает. С первыми движениями молодой Пьеретты начинается финальный номер «Вальс».

Вальс

Молодая Пьеретта протягивает руку старой, зазывая ее в прошлое. В это же время в фоторамке рядом с молодой Пьереттой появляется Пьеро, который обнимает и пытается нежно поцеловать Пьеретту, но поцелуй прерывает Арлекин, который так же появляется в рамке между ними. Старая Пьеретта пытается сбежать от прошлого (прием с резинкой/жгутом), но оказывается в плену своих воспоминаний: в окружении Арлекина, куклы Пьеро, молодой Пьеретты и трех музыкантов.
Финал «вальса»
Пьеро (кукла), которого водит молодая Пьеретта, держит в руках резинки/жгуты, к которым привязаны старая Пьеретта и Арлекин. Они пытаются убежать от прошлого, но ничего не получается – резинка их тянет обратно к Пьеро. Они танцуют вальс втроем, их движения эротичные, мягкие плавные, как бы перетекают из одного тела в другое: Арлекин перевоплощается в пластику Пьеро; в движениях Пьеро мы видим Пьеретту, а Пьеретта надевает на себя телесную маску Арлекина. И так до бесконечности все повторяется по кругу. Вся композиция переносится в рамку фотографии, где мы видим, как застыли в позах Арлекин, на груди у него Пьеретта, сверху Пьеретты почти у ног Пьеро (кукла) и между их тел тело молодой Пьеретты как бы просачивается сквозь время. Музыканты встают, берут фужеры, подходят к картине, рассматривают ее, обсуждают, как бы бормоча что-то, создавая атмосферу выставочного зала (картинная галерея)
 

 

zhukov.sergei@gmail.com