|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
композитор заслуженный деятель искусств Российской Федерации |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Концерт – Партес для струнного оркестра 1992 г. Партес, партесное пение - название концерта происходит от позднелатинского partes (голоса), множественное число от латинского pars (часть, участие) - стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17- первой половины 18 вв. Количество голосов в партесном пении колеблется (как правило) от 3 до 12. Особенно развитая фактура отличает партесные концерты. Дилецкий различал в партесном пении два вида многоголосия: "простоестественное" (постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременном произнесении ими текста) и "борительное, или концертовое" (переменный склад многоголосия, сопоставления tutti и группы голосов, имитации кратких мелодических фраз, вызывающие разновременное пропевание текста). Композиции с постоянным многоголосием обычно представляли собой 4-голосную обработку мелодий знаменного и иных распевов. Ведущая мелодия помещалась в теноре, склад был аккордовым, причём бас часто фигурировался. Произведения с переменным многоголосием отличались широким применением сквозного развития, 3-частных и рондообразных форм. Среди композиторов, работавших в этом жанре в 17-18 вв. были В. Титов, Н. Дилецкий, С. Пекалицкий, Н. Калашников, С. Беляев (уставщик государственных певчих дъяков при Петре I). Что касается структуры Концерта, несмотря на обозначенную шестичастность, реально в нём 7 частей: I, II и III Канты "цементируют" структуру целого, и являются своеобразными арками, внутри которых с одной стороны расположены Распев и Остинато, с другой - Интермеццо и Речитатив (разделить которые мне не представлялось возможным - Речитатив прорастает из Интермеццо, и они объединены в одну часть). Все три Канта основаны на одном материале, который «прорастает» из I (только pizz.) через II (pizz.-arco) к III (только arco). В III Канте предполагалось пение (закрытым ртом) всеми исполнителями своих партий. Также, в главном материале Кантов зашифрован текст молитвы «Господи, помилуй».
Авторский комментарий
zhukov.sergei@gmail.com
|
|||||||||||||||||