Сергей Жуков

 

 

 

 

 

 

композитор

заслуженный  деятель  искусств Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сочинения

 

«Аленький цветочек»

балет в двух действиях по мотивам сказки С. Аксакова

2007 г.

 

Это волнующее слово «премьера»……все чаще звучит в кулуарах Оперного. И первая из них обещает стать главным событием сезона. Без ложной скромности скажем: балет Сергея Жукова «Аленький цветочек» в постановке Александра Соколова на днепропетровской сцене следует считать мировой премьерой. Без преувеличения, здесь все впервые - идея, музыка, хореография, сценография, музыкальное и сценическое воплощение.

Согласитесь, что прокладывать путь в новое (неизведанное, небывшее) - дело чрезвычайно рискованное, затратное, не сулящее гарантированных дивидендов, как то: безоговорочный успех, единодушное признание, супергонорары и т.п. Куда безопаснее в который раз предложить публике блюдо традиционное, апробированное, проверенное. Но даже обруганное и непринятое новое все же стимулирует движение вперед.

Оно будоражит мысль и воображение музыканта, балетмейстера, артиста, повышая творческий тонус и выявляя художественный потенциал. В явном выигрыше от встречи с новым оказывается и любознательная публика, получающая эксклюзивные впечатления. Именно они нам «полируют кровь». То есть изначально премьера – нечто желанное, благо. А теперь подробнее о спектакле.

Побудительным импульсом к созданию балета стала наша весьма несказочная реальность. Чрезмерно затянувшееся безвременье и смута порождают дефицит веры в добро, красоту, милосердие. И страстно захотелось хоть отчасти восстановить утраченный баланс между светом и тьмой, позитивом и негативом, любовью и тотальным равнодушием толпы, созиданием и распадом.

Вернуть (пусть немногим) доверие к вечным нравственным ценностям. А что как не сказка с ее неистребимой верой в чудо может помочь в этом?! И прежде других та единственная, дивная и проникновенная, которую 150 лет тому назад написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

Сразу предупрежу: знакомое с детства название вовсе не означает, что спектакль адресован детям. У нашего «Аленького цветочка» вневозрастное содержание. Это постановка для всех («Взрослым сказка в утешенье, молодым – на поученье»). И, конечно, наши авторы - композитор и хореограф - не пересказывают сюжет и не иллюстрируют его. Аксаковская сказка для них является импульсом к сотворчеству. Учтем и еще одну особенность балета – в нем нет привычного для сказки прямолинейного разделения: плюс-минус, добрый-злой, любовь-кровь... Постановщики предлагают нам спектакль-фэнтези - загадочный, полный скрытых смыслов, освещенный прекрасной мечтой о любви милосердной и самоотверженной. И тема его из категории вечных - о трудном поиске счастья и его обретении.

«Аленький цветочек» обещает нам не только истинный праздник для глаз (спектакль блистательной и виртуозной сценографии!). В нем есть моменты исповедальные, заветные и трогательные. Это не попытка возвращения в безвозвратно утраченное сказочное детство с его идеальными представлениями о мире. Тут, скорее, притча, рассказанная человеком, умудренным жизнью и опытом. Плоды его воспоминаний, сердечных волнений, размышлений, философских обобщений.

И музыка, и хореография являют собой смелый синтез классических традиций и эксперимента. Композитору С. Жукову в этом спектакле удалось удачно соединить яркий и образный тематический материал с демократичностью музыкального языка.. А балетмейстер А. Соколов использует мощную и многогранную палитру пластического выражения. И это пересечение академической школы и современных «технологий» рождает эффект приближения изначально сказочного содержания к реалиям сегодняшнего дня.

Но оставим на потом театроведческие изыскания, едва ли интересные широкому зрителю. Намного важнее, что новорожденный балет творчески полноценен. Он насыщен энергетикой чувства и мысли, ярок и завлекателен (в спектакле более трехсот сценических костюмов, созданных фантазией искуснейшей московской художницы Галины Якубовской, - когда видела такое диво, не упомню).

Побывав на заключительных репетициях спектакля, в который раз убедилась, что танцу подвластно решительно все - и тончайшие нюансы эмоций, и глубины человековедения.

 

Н. Кошелев

«Афиша», октябрь, 2007 г.

 

 

 «Краше нашего «Аленького цветочка» нет на белом свете»

28 октября в 18.00 на сцене Днепропетровского академического театра оперы и балета состоится премьера балета «Аленький цветочек» в постановке заслуженного деятеля искусств Украины Александра Соколова на оригинальную музыку московского композитора Сергея Жукова.

Современные композиторские балеты сегодня большая редкость, поэтому и в этот раз наш оперный впереди планеты всей – «Аленький цветочек» впервые переложен на язык хореографии.

-- Идею балета, -- сказал Александр Соколов, -- подсказала… реальность. Нам сегодня очень не хватает веры в добро, красоту и милосердие.  Очень захотелось хоть отчасти восстановить утерянный баланс между позитивом и негативом, любовью и тотальным равнодушием. Именно сказка с ее неистребимой тягой к чудесному, идеальному, непреходящему оказалась как нельзя кстати и в помощь. Сергей Аксаков обнародовал сказку «Аленький цветочек» 150 лет назад. Сознавая, что сценическое воплощение и литературный первоисточник по природе своей неадекватны, мы намеренно отказались от попыток проиллюстрировать любимую сказку. Для нас она – стимулирующий и бесценный импульс к созданию спектакля.

Сергея Жукова днепропетровский зритель помнит  по балету «Солярис», который с успехом шел на сцене нашего оперного в 90-х годах. Позже композитор написал балеты «Бессонница» в Большом театре, «Фатум» в питерском МАЛИГОТе, балет-пантомиму «Подвенечная фата Пьеретты» в театре «Приют комедианта» в Санкт-Петербурге. Московского художника Галину Якубовскую  днепропетровцы встречались дважды – на балете «Солярис» и опере «Норма», премьера которой состоялась в прошлом сезоне. В театральных кругах столицы у нее репутация искусного мастера и многопрофильного художника. На ее счету более 60-ти спектаклей, работа в кино, участие в монументальных дизайнерских проектах, живописные и графические работы, роспись и т.д.

Первые аплодисменты будут художнику, потому что невозможно не восхититься ажурными задниками и кулисами. Совершенно непонятно из чего и как они сделаны, а потому ужасно хочется к ним прикоснуться и рассмотреть поближе. Особое буйство фантазии художник проявила в костюмах: царство нечисти, народные русские гуляния, деревья, травы, птицы, звери, бабочки. Красота неимоверная.

В результате сотрудничества трех мастеров получилась новая авторская версия любимой сказки. Это совершенно другая сказка с огромным количеством новых персонажей и оригинальным видением темы победы Добра над Злом.

 

 А. Оовсянникова

«Культура и искусство», 25 октября 2007 г.

 

 

«Премьерный старт»

Днепропетровский классический балет представил первую премьеру сезона балет на музыку Сергея Жукова в постановке Александра Соколова (сценография Галины Якубовской) по мотивам сказки Аксакова «Аленький цветочек».

На земле есть народы, не умеющие сеять хлеб и плавить металл, но нет ни одного, которые не умели бы рассказывать сказки. Только человек сочиняет сказки, и больше всего он человек тогда, когда слушает, вспоминает, придумывает и воплощает сказочную мечту в реальность. Хотя бы сценическую!

Свою единственную сказку «Аленький цветочек» Сергей Аксаков напечатал 150 лет назад. С той поры не перестает она волновать каждую душу живую, потому что не стареют талант милосердия и самоотверженной любви. Только тот, кто наделен им свыше, обретает силу и мужество разглядеть за страшным внешним обликом истинные человеческие ценности: добро, красоту, счастье. Об этом первая премьера сезона. Увидеть ее можно только на нашей сцене и нигде больше. Балет создан по инициативе театра. Аналогов ему нет. Тут все впервые: музыка, хореография, декорации, костюмы, сценическое воплощение. С полным основанием это событие можно именовать мировой премьерой. И то, что произошло оно на днепропетровской сцене, вызывает естественное чувство гордости.

Заметим, что современные произведения в жанре оперы и балета вообще крайне редкие гости в репертуаре музыкальных театров. Быть первопроходцем - дело чрезвычайно затратное, хлопотное и рискованное. Но известно и другое: «Кто не рискует, тот не пьет шампанское!» Театр проявил немалые мужество и решимость в реализации замысла. (О трудовых усилиях и говорить не буду! Переоценить их невозможно). Поэтому, пользуясь случаем, поздравим всех, кто так или иначе причастен к созданию новорожденного спектакля и сердечному зрительскому приему его на первом представлении.

Если вы еще не попали в число счастливых очевидцев этого события, непременно восполните пробел. По старой театральной традиции четыре начальных представления пользуются особым спросом балетоманов. Им сопутствует ни с чем не сравнимая атмосфера премьеры.

Кстати, не обманитесь: знакомое с детства название сказки вовсе не означает, что спектакль адресован младшему поколению зрителей. У нашего «Аленького цветочка» вневозрастное содержание. И его авторы - композитор, хореограф, художник дирижер, исполнители - не ставили цели пересказать и проиллюстрировать дивную аксаковскую сказку. Не забудем, Сергей Аксаков написал ее в XIX веке для своих современников, а мы живем в XXI столетии - веке иных скоростей, технологий, информации. Сегодняшнему восприятию ближе спектакль-фэнтези: загадочный, полный скрытых смыслов, освященный мечтой о любви идеальной, по которой тоскуют обездоленные души. Спектакль дарит надежду на возможность ее обретения и тем самым утоляет (пусть на короткий миг) дефицит веры, испытываемый всеми нами остро и мучительно. Думается, поэтому еще «Аленький цветочек» будет востребован и благодарно принят самой широкой зрительской аудиторией.

Говоря так, имею в виду не снижение художественного уровня постановки, а ее способность быть волнующе интересной для любой публики вне зависимости от возраста, образовательного и интеллектуального наполнения.

Каждому оставлено право прочесть спектакль по-своему, дополняя увиденное индивидуальным толкованием, личным опытом и ассоциациями. Возможность такого непрямолинейного «разночтения» - еще одно из достоинств премьерного балета.

Наталия ИВАЩЕНКО, театровед

«Вести», Культура, 1 ноября, 2007 г.

 

 

«Аленький цветочек» в опере

С. Жуков:

- Моя задача – предложить театру качественную музыку, но у вас в зале ужасная акустика. Она очень напоминает акустику Кремлевс­кого дворца съездов - там та же беда. Надо что-то делать, чтобы исправить ситуацию. На Западе, к примеру, есть системы, помогающие решать подобные проблемы. Конечно, это стоит больших денег, но Днепропетровск - не самый бедный город, а Оперный театр, как я понимаю, одна из самых престижных его площадок.

Что до премьеры - я уверен, у спектакля большое будущее. Продукт явно удачный, в нем счастливо совпали все компоненты балета: хореография, сценография и музыка. Такое точное попадание радует и обнадеживает. Спектакль сильный, объемный, искренний, равно интересный любому зрителю.  Глядя на сцену, не раз вспоминал «Щел­кунчика». Нет, я ни в коем случае не пытаюсь сравнивать себя с Чайковским, и проводить какие-либо аналогии - говорю лишь о теме спектакля. Сюжет и «Щелкунчика», и нашего «Цветочка» базируются на общем, едином архетипе – если прочесть Аксаковский первоисточник, это совершенно очевидно – вот только сюжет этот пророс на нашей почве и восприниматься должен более глубинно, на генетическом уровне.

И, конечно же, я благодарен оркестру. Про­блем там немало, не только акустических, но маэстро Ю. Пороховник и музыканты оркестра сделали все возможное, чтобы «озвучить» довольно сложную партитуру. Мы много работали, и, наконец,  открылась перс­пектива – оркестранты услышали, как должна звучать музыка балета.  У них как бы открылось второе дыхание. Теперь надо только дожать, по возможности, обкатать сочинение, и двигаться дальше. Свет впереди уже различим.

 

Г. Якубовская:

Вот вы говорите, что мои костюмы - пре­лесть. Спасибо. Но я сразу «переведу стрелки» на театральные цеха - декорационный, пошивоч­ный. Именно они выполняли потрясающую по объему и сложности работу. По количеству декораций и костюмов наш «Аленький цветочек» больше, чем один спектакль, минимум полтора! Эскизы и макеты я делала до музыки и хореогра­фии, поэтому будущий спектакль представляла более камерным и детским. Но он стремительно «взрослел» по мере написания музыки, а хорео­графия Соколова, набирая объем и динамику, укрупняла конфликт и характеры персонажей. Теперь это спектакль для всех. Он приобрел монументальность, свойственную гранд-балету, в нем появилось много неожиданного. Задействова­на вся труппа, что потребовало дополнительных усилий. Люди работали без выходных, сделали почти невозможное - даже по 5-балльной системе им надо ставить 10. Мое пожелание театру -администрации, дирекции - не растерять уни­кальных специалистов, ценить и уважать их. Найти подобных сегодня практически невозмож­но.

Теперь о спектакле в целом. Жуков - мой композитор, мы чувствуем друг друга. И с Сашей Соколовым у нас взаимное понимание. Он сделал хороший балет, а мне, поверьте, есть с чем сравнивать. Я сделала 8 фильмов как художник, с балетом Большого театра. Работала с «Московс­ким классическим балетом».

В театральном обиходе есть такие слова, как «обкатка), «доводка», «огранка». Уверена, что от спектакля к спектаклю «Аленький цветочек» будет все краше и совершеннее.

 

Беседовала Наталия Иващенко

«Афиша», октябрь, 2007 г.


 

 

 

 

 

     

 zhukov.sergei@gmail.com