|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
композитор заслуженный деятель искусств Российской Федерации |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
«Листки из альбома», цикл графических игр для фортепиано Идеи, заложенные в «Листках», трудно назвать чисто музыкальными. Это те сферы, где музыкальные образы пересекаются с образами графики, с идеями театра, с игрой и даже со сложными математическими конструкциями, которые в своих конечных результатах всегда соприкасаются с образами искусства. Это своеобразная «игра в бисер». И воспринимать её только с точки зрения музыкального ряда явно недостаточно, так как это, как минимум лишь половина того, что существует в «Листках». Восприятие каждой композиции должно быть обязательно комплексным.
/1976/ Визуально – это круг, образованный из двух нотных станов и разделённый на четыре сектора. Нотный материал каждого сектора представляет собой вариацию на одну из названных нот - B-A-C-H. В центре круга на пересечении линий-станов – нота, которая в четырёх разных ключах читается по-разному: или как В, или А, или С, или Н – своеобразный ключ к игре, которая осуществляется путём вращения круга и исполнением поочерёдно верхних и /или/ нижних секторов. При этом автором допускается любая последовательность и любое направление движения при исполнении сочинения.
/1977/ Внешне это действительно напоминает реставрацию – наклеенные на нотную бумагу обрывки старых нот, где-то дописанные, где-то рукопись обрывается… А в звуковом отношении – это пространство вибрирующих, тремолирующих звучностей, имеющее свою собственную реальность, протяжённость, своё состояние. И движение этого пространства: из среднего регистра звучащего фортепиано – к высокому, и дальше – к воображаемым ультравысоким частотам звука; и ещё дальше – в Космос, и через реально слышимому параметру звука, через «инфразвук», к воспринимаемому никому регистру фортепиано, и далее – к среднему, откуда всё начиналось. Таков путь этой звуковой материи.
/1991/ Это – игра. Это – реальный лабиринт, где вместо абстрактных дорожек – дорожки музыкальные. Всего их семь. Шесть из них заканчиваются тупиками, из седьмой – выход. Реализация звукового пространства происходит путём прохождения всех, или частично всех, или одной из всех звуковых дорожек. При попадании в очередной тупик необходимо вернуться к началу и попытаться пройти ещё раз. Именно в таких повторениях реализуется форма и длительность сочинения. Оно может быть очень коротким, или иметь бесконечное число повторений. При исполнении «Лабиринта» правая рука пианиста находится на клавиатуре, левая вращает листок.
/1997/ Графической формой вариаций является квадрат, разделённый двумя пересекающимися нотными станами на четыре сектора, каждый из которых /и верхний, и нижний/ представляет собой вариацию на одну из нот темы D-S-C-H. Последовательность исполнения секторов определяется нотой, расположенной в центре пересечения, которая в разных ключах читается по-разному: или как D, или как S, или как C, или как Н. Музыкальной основой вариаций явились фрагменты различных по жанру сочинений Д. Шостаковича, в которых доминирует рояль – I прелюдия из цикла «24 прелюдии для фортепиано», Вальс-шутка, а также соло рояля из первой части Симфонии №1.
/1997/ Сочинение исполняется произвольно. В то же время исполнитель может по своему желанию создать собственную систему исполнения. К примеру: Латинскими буквами в партитуре обозначены соответствующие им (буквам) ноты. Они сгруппированы в пары. Исполнитель может играть их в любой октаве, любой динамикой и любым штрихом, как по горизонтали, так и по вертикали, как сверху вниз, так и снизу вверх, как справа налево, так и слева направо, как одной группой, так и двумя, тремя, и даже четырьмя, находящимися в одной клетке.
zhukov.sergei@gmail.com |
|||||||||||||||||