Сергей Жуков

 

 

 

 

 

 

композитор

заслуженный  деятель  искусств Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

сочинения

 

 

«Садовник и Смерть»

1993 г.

Сочинение «Садовник и Смерть» представляет  собой театрализованную сцену, основными участниками которой являются виолончелист (виолончелистка) и контральто (контртенор), персонифицирующие собой главных героев стихотворения П. ван Эйка.

Если вокальная партия исполняется контральто, то инструментальная партия поручается виолончелисту. При исполнении вокальной партии контртенором, инструментальная партия поручается виолончелистке. Это обусловлено заложенным в сочинение моментом игры, при котором происходит смещение смысловых и образных акцентов сюжета.

Исполнителей на сцене разделяет специальная стойка, на которой подвешены различные музыкальные инструменты – tubi di bambu, bar-chimes, небольшой гонг, клоколчики, отдельные трубки колокола. Эта стена из ударных инструментов является своеобразной гранью между двумя мирами, к которой, время от времени, прикасаются исполнители. Кроимее того, в руках вокалиста находится ещё один ударный инструмент – клавес, являющийся своеобразным символом, знаком, отсчитывающим уходящее время…

 

Авторский комментарий

 

 

«Садовник и Смерть» Сергея Жукова…

С одной стороны – человек, который выращивает цветы (символ любви и процветания, символ жизни), с другой – «смерть, которая всё прекрасное, всё совершенное… уничтожает». Эти слова Дмитрий Шостакович произнёс после премьеры своей Четырнадцатой симфонии в телевизионном интервью. И неслучайно, что характерная ритмическая формула финала этой симфонии («Всевластна смерть…») используется у С. Жукова в качестве основы всей пьесы. Причём композитор пользуется этим ритмическим элементом как своей темой, и интенсивность её звучания значительно больше, чем у Д. Шостаковича. Заимствованный элемент как бы прорастает, и С. Жуков позволяет ему распространить свою экспансию на весь материал. Жестокой ритмоформуле противостоит утончённая мелодика Садовника (контратенора); в конце же пьесы мы слышим громкий и хаотичный стук – будто рассыпались кости скелета – на пол падают бамбуковые трубки…

Если Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича заканчивается, а точнее, обрывается «протестом» - резким crescendo и последующим срывом на максимуме громкости, то в сочинении С. Жукова тема смерти получает длительное развёртывание и в конце концов приходит к своему естественному завершению. Такой «диалог» с великим композитором, своеобразный «контрапункт» двух концепций является одним из характерных признаков постмодернистского концерта».

 

Вячеслав Рожновский

«Музыкальная жизнь»

3/2003

 

 

"Садовник и Смерть"

 

Персидский дворянин:

Сегодня утром в дом ко мне вбежал садовник, бледный от волненья:

“О, Господин, одно мгновенье!

Там, в розовом саду, я стриг ростки и, обернувшись,

За плечами Смерть увидел.

В испуге, я в другую сторону метнулся,

Но, угрожающе, рука её качнулась.

Дай лошадь, Господин, - бесследно, рьяно 

До вечера ещё достигну Исфагана!”

За полудень – давно уж он умчался –

Я в парке кедровом со Смертью повстречался.

“Зачем” – спросил я, а она молчала,

“Ты моему слуге поутру угрожала?”

C улыбкою ответила она: “Ему не угрожала я,

Но, просто, я была удивлена,

Увидев поутру трудящимся в саду

Того, кого я вечером должна была забрать с собою в Исфагане.”

 

П. Н. ван Эйк