Сергей Жуков

 

 

 

 

 

 

композитор

заслуженный  деятель  искусств Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

сочинения

 

«SILENTIUM»,

концерт для фортепиано с оркестром

2001 г.

Сочинение является частью макроцикла, который состоит из трёх сольных концертов для каждого из инструментов фортепьянного трио, а также, объединяющего их, тройного концерта. В цикл входят «Концерт-мистерия» для скрипки, виолончели и фортепьяно с оркестром, концерт для скрипки с оркестром «День Ангела», концерт для электронной виолончели «Гефсиманская ночь», а также концерт для фортепьяно с оркестром «Silentium».

Исходной точкой к написанию Концерта явилось стихотворение О. Мандельштама «Silentium». Образный и смысловой строй стихотворения предопределяет внутренний конфликт Концерта – противостояние звука и тишины. Появляющийся из безмолвия звук рождает различные акустические пространства, которые, развиваясь и трансформируясь, вновь  уходят в безмолвие. Пульсирующий ритм, возникающий в начале II части и пронизывающий её насквозь, вновь появляется в своём новом остинатном облике в IV части и, словно неукротимая сила устремляется к финалу, разрушая и создавая новые звуковые миры.

Концерт написан по инициативе пианистки Элеоноры Бековой и ей посвящён.

 

Авторский комментарий

 

 

«SILENTIUM»

Фортепианный концерт является частью цикла инструментальных концертов, который Сергей Жуков посвятил живущим в Великобритании талантливым музыкантам - сестрам Бековым: скрипачке Эльвире Бековой, виолончелистке Альфие Бековой и пианистке Элеоноре Бековой. В полном виде цикл составляют тройной «Концерт-мистерия», скрипичный концерт «День Ангела», виолончельный концерт «Гефсиманская ночь» и фортепианный концерт «Silentium».

Посвящая «Silentium» Элеоноре Бековой, Сергей Жуков, как и в остальных случаях, имел в виду не только возможности солистки (а они раскрываются здесь как очень большие), но и ее психологический портрет. Так, по поводу натуры пианистки композитор заметил: «Элеонора способна пребывать в глубокой медитации и вместе с тем быть взрывной до максимума. Она - звук и тишина». Взаимоотношения звука и тишины и стали «темой» фортепианного концерта. Но у замысла «Silentium» есть и другой источник – знаменитое стихотворение Осипа Мандельштама, давшее название произведению.

SILENTIUM*

 

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

 

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

 

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

 

Останься пеной, Афродита,

И слово в музыку вернись,

И сердце сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

                                              (1910, 1935 г.)
________
* Молчание (лат.)
 

I часть концерта – развернутое вступление и зерно сочинения. Это «обживание» звуком тишины - как движение в пространстве наощупь, с замираниями и полными остановками, - с импровизационными «пробами» разных типов фактуры и высот динамической шкалы, с фиксациями состояний в амплитуде от умиротворения до взвинченности и последним возвратом в тишину, точнее - к поэтическому образу тишины (что будет в каждой последующей части). Это «вольное изложение» первой строфы мандельштамовского стихотворения:  «Она еще не родилась,/ Она и музыка, и слово…».   

II часть – «наступление» звука на тишину в энергичном токкатном движении, начинающемся исподволь в диалоге рояля и ударных. Найденный остинатный ритм прочно связывает детали все более уплотняющейся оркестровой фактуры и действует «как порох» в первом «взрыве», многократно расширяющем звуковое пространство. Вторая волна токкатного нашествия начата под удары литавр, словно «злое» скерцо, и превосходит первый накат сильнейшим крещендо. Однако на пике вырастает пантеистический гимн, согласующийся, как с программой, со второй строфой стихотворения Мандельштама: «Но, как безумный, светел день…».  

            III часть – образ тишины как синоним первозданной красоты, рождение идеала, заклинаемого поэтом: «Останься пеной, Афродита…». Эта часть, корреспондируя с началом концерта, – тоже исследование, «ощупывание» пространства, с той разницей, что пространство уже невраждебно, а потому в «инструментах» исследования нет прежних кластеров сфорцандо, например, но есть гармонические интервалы, возникающие в медленном темпе на разной высоте, и покойно длящиеся аккорды, порождающие плавные мелодические линии.      

            IV часть – финальное развитие идеи звука как разрушения и одновременно созидания, заявленной во второй части концерта, о чем в первую очередь напоминает возникновение остинатного ритма. Обилие туттийных звучаний, резких акцентов, предпочтение вихревого типа движения – все это своего рода танец Шивы, который в каждом мгновении уничтожает и вновь возрождает мир.

V часть, «Post scriptum», звучит как парафраза третьей части концерта и соответствует ей по образному содержанию. Это новое воплощение тишины. Здесь обнажается «первоисточник» концерта – стихотворение Осипа Мандельштама. Пианистка декламирует строфы, сокращенные автором до трех из четырех в оригинале, притом с переменой порядка, что является дополнительным уточнением окончательного смысла сочинения. В отличие от поэта, композитор делает последним почти молитвенное обращение - «Да обретут мои уста/ Первоначальную немоту,/ Как кристаллическую ноту,/ Что от рождения чиста».

 

О. Бугрова

 

 

«SILENTIUM»

«Среди авторов, которые смело окунаются в стихию современной композиторской техники, назовем также россиянина Сергея Жукова, кстати, участника таких престижных музыкальных форумов, как Международный подиум в Праге, фестиваль современной камерной музыки имени Чарльза Айвза в США, неделя современной музыки в Бельгии и других. На нынешнюю "Московскую осень" Сергей Жуков представил оригинальный Концерт для фортепиано с оркестром, родившийся под впечатлением поэзии Осипа Мандельштама. Это сочинение вызвало бурные овации публики, которая приветствовала и автора, и пианистку, исполнявшую сольную партию, представительницу Великобритании Элеонору Бекову».

 

Н. Яхонтова

«ПАРАД ПРЕМЬЕР»

 Russian Culture Navigator