|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
композитор заслуженный деятель искусств Российской Федерации |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
«Спiваночки» для двух сопрано, скрипки, кларнета, темпле-блоков и фортепьяно. (на тексты украинских обрядовых песен) 1975 г. Сочинение состоит из пяти частей, соединяющихся меду собой фортепьянными интерлюдиями. Сопрано I и рояль располагаются на сцене. Сопрано II и инструментальный ансамбль - в зале за слушателями (зрителями). На протяжении всего сочинения происходят различные звуковые взаимодействия двух исполнительских составов. В пятой, заключительной части Сопрано II, продолжая петь, перемещается из зрительного зала на сцену, где происходит короткий диалог – кульминация с Сопрано I, после чего, Сопрано I, спустившись со сцены в зрительный зал, покидает его, уводя за собой весь инструментальный ансамбль. На сцене остаётся только Сопрано II и пианист, доигрывающий основную музыкальную попевку финала.
Авторский комментарий
«Спiваночки» "Древние пласты украинского фольклора затрагивает кантата С. Жукова "Спiваночки" (1975). Интонации народной речи, фольклорные попевки органично сочетаются с музыкально-пространственным решением, воссоздающим изначальный синкрезис. Обряд продиктовал идею пстранственного движения, своего рода "creschendo-diminuendo". Два состава расположены на сцене (сопрано и рояль) и в зале (второе сопрано, скрипка, кларнет, темплеблок). Пространственный разрыв между ними создаёт возможность игры: переклички, взаимодействие и сопоставление этих групп дифферинцируют пространство в начальных номерах, оживляют его. В последней части ("Ой, ходить сон") осуществляется реальное движение звука в пространстве: вторая певица проходит на сцену. Возникает инверсия - музыкальное время регулируется пространсвенным движением. Форма оказывается разомкнутой - после ухода певицы из зала исполнители могут произвольно, на любой ноте последнего сегмента квазиимпровизации, закончить произведение. Здесь воссоздаётся обрядовое время, воспроизведён один его цикл." Марина Лобанова
"Музыкальный
стиль и жанр: 2015
«Спiваночки» «Спiваночки» представляют собой опыт претворения образцов старинного украинского фольклора. В этом произведении чувствуется не просто интерес автора к древним фольклорным пластам, а поэтичнейшее любование красотами текстов, символикой календарных обрядов. Даже «жертвоприношение» («Подоляночка») воспринимаются сквозь эту поэтическую призму и выглядят неким грозным, но исполненным особого глубинного смысла ритуалом. Важную роль в концепции произведения играет эффект пространственности. Выразительные гетерофонные сочетания то двух женских голосов, то голоса и инструмента (сопрано и кларнет в первой и последней песнях, сопрано и скрипка – во второй) словно и не могут существовать вне этого разреженного таинственного и зыбкого пространства, однако слушатель невольно воспринимает ещё одно его измерение – глубину и временную перспективу… В сочинении чувствуется взгляд композитора XX века на этнографические реалии давно ушедших времён: отсюда и импрессионистический колорит инструментальных красок (плясовой наигрыш скрипки и волшебная ворожба кларнета в заключительной колыбельной – немногие жанровые штрихи партитуры), и особая роль фортепьянных интерлюдий, выполняющих функцию своеобразных «отступлений от автора». В цикле нет прямых цитат, фольклорные попевки лишь изредка «инкрустируются» в вокальную и инструментальную ткань песен; зато общая атмосфера ритуального действа, характер жизнесозерцания человека древней Руси (именно созерцания, а не вторжения в окружающий мир), преклонения перед таинственными силами природы и в то же время ощущения собственного равноправия, слияния с природой воссозданы автором «Спiваночек» мастерски, с большим художественным тактом»
Т. Диденко Аннотация к диску, 1982 г.
«Спiваночки» «…Композитор воспроизводит не только тексты и интонации украинских обрядовых песен, но и обстановку их исполнения. Стереофонические переклички певиц (каждая с собственным «сопровождением»), их перемещение в зале придают произведению черты синкретического фольклорного действа и одновременно словно раздвигают звуковое пространство…»
Н. Голоднова «Советская музыка», №10, 1980
«Спiваночки» Всегда интересно отслеживать и исследовать произведения композиторов, которые стали для них первыми творческими вершинами. Они полны свежести, творческой дерзости, и несмотря на отсутствие значительного композиторского опыта никогда не бывают скучными. Эти «снимки» являются своеобразными энциклопедиями эволюции и становления творческого стиля композитора, его мышления, мировоззрения, неотъемлемых уникальных черт, которые не дадут в будущем спутать его с кем-то другим.
Согласно мифологическому подтексту, четкая двуплановость прослеживается и в композиционном строении произведения. Поэтому условно кантату можно разделить на два пласта: 1-й составляют первая песня «Спiваночек», центральная часть цикла «Подоляночка», и последняя часть «Ой ходить сон». Фактически - это идейно-смысловая основа произведения. Эти песни имеют непосредственные интонационные связи: это и аккорд дорийского гексахорда, который звучит в начале 1-й и 3-й части, и лейтинтервал уменьшённой октавы. Кроме того интерлюдия к «Подоляночке» звучит как продолжение постлюдии «Спiваночек». Касаясь самой роли этих частей в общем тематическом развитии, следует отметить, что наиболее значимыми являются две крайние части, средняя же является своеобразным мостом от экспозиции основных образов к непосредственному пику их развития. Последний номер «Ой ходить сон» является кульминацией тематического материала, который развивался в предыдущих двух номерах. Это апофеоз всего цикла, своеобразная мистическая литургия - взаимопроникновение «яви» и «нави». Недаром, именно здесь возникает образ сна, как дороги к другому пространственному измерению. Оригинально и интересно раскрывает сущность «нави» именно болгарский фольклор: «навьи» - это птицеподобные души умерших, летающие по ночам в бурю и дождь на злых ветрах. Исходя из этого контекста, «явь» понимается, как противопоставление этому мистическому, с холодным привкусом смерти, сну.
С. Невмержицкий студент III курса житомирского музыкального училища им. В. Косенко руководитель Н. И. Качоровская Из доклада на международной музыковедческой конференции
|
|||||||||||||||||