|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
композитор заслуженный деятель искусств Российской Федерации |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
"БЕССОННИЦА" балет в одном акте по мотивам стихотворений А. Пушкина 1999 Аннотация к буклету спектакля
"Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы" меня манили давно. Потому что само состояние это — бессонница — между явью и сном, состояние пограничное, необычайно творческое: в эти часы композитору, художнику, поэту является вдохновение... Я долго не знал, как подступиться к этому стихотворению. И только когда появилась идея написать балет, я подумал, что именно пластическое решение было бы здесь наиболее удачным.
С. Жуков
"Бессонница" — балет-фантазия, и поэтому не хотелось бы "навязывать" зрителям каких-то определенных идей, определенных версий. Премьера спектакля приурочена к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, но это не рапорт Большого театра и постановочной группы спектакля к юбилею, а скорее наша фантазия на тему о том, что это такое — состояние творчества: что переживает творец, будь то поэт или композитор, живописец или писатель, балетмейстер или ученый... Наш балет — об одной из бессонных ночей Художника... Что такое бессонница? Это творческое состояние в чистом виде, не обремененное бытовыми и социальными проблемами (хотя, безусловно, они накладывают свой отпечаток), это момент поисков, раздумий, переоценки, сомнений и утверждений... Мы попытались представить свою версию этой идеи, что получилось — судить зрителям..." А. Петухов, хореограф
"Бессонница" — не столько рассказ о конкретном, живом человеке — поэте Пушкине, сколько, наверное, размышления о метаниях и поисках творческой личности, о том, как это трудно и мучительно — быть Художником... Мне понравилась эта идея и то, как пытались воплотить ее на сцене постановщики — композитор Сергей Жуков, балетмейстер Александр Петухов, дирижер Владимир Андропов. Оформление спектакля представляет из себя синюю-синюю, почти как тропическая бабочка, бесконечность, космос, — только не черный, а ультрамариновый. Есть в оформлении и немного ампирных деталей, но ампирные кресла и стулья все равно синие... Кресла, люстра — будто из зала Дворянского собрания... Мне показалось (и, что самое главное, удалось убедить в этом автора либретто и балетмейстера), что действие должно разворачиваться в едином пространстве. Место действия спектакля — пустой торжественный зал, различные картины появляются и сменяют друг друга лишь в воображении героя... С. Бархин, художник
Я с интересом приступил к работе над "Бессонницей", тем более что для меня это первая встреча с балетом в качестве дирижера-постановщика. Музыка Сергея Жукова — современная, но не авангардная, мелодичная и в хорошем смысле традиционная, нашла удачное воплощение в танцевальном рисунке, придуманном балетмейстером Александром Петуховым. В пушкинских "Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы", послужившим отправной точкой для создания балета, есть строчка: "Парки бабье лепетанье...". Три парки — это три старухи, прядущие нить человеческой судьбы. Тема судьбы — одна из главных в балете. В видениях Поэта отражены основные этапы его жизни: юность, осень, Восток, бал, населенный героями его произведений и т. д. А рядом с ним Черный человек, тема которого — сквозная в спектакле. Все эти мотивы, питавшие творчество Пушкина, близки и понятны каждому из нас. Надеюсь, зрителей заинтересует "Бессонница"...
В. Андропов, дирижёр
«Бессонница» - как встреча Божественного и человеческого в творчестве Поэта
Предельная простота и лаконичность пушкинского слога достигают высшей формы воздействия на слушающего и воспринимающего пушкинские стихи: точность восприятия их поэтических образов неотъемлема от безграничности фантазии, рождающейся как мгновенный прорыв к их Божественной красоте. Балет-фантазия «Бессонница», поставленный по мотивам стихотворений А. Пушкина Александром Петуховым на музыку Сергея Жукова, парадоксальным образом совмещает лаконизм формы со стихийностью музыкально-драматургического развития спектакля. Столкновение стихии Божественного и человеческого определило смысл развития событий в «Бессоннице». Во власти порыва стихий оказалось возможным соединить не связанные логикой сюжета сцены – этапы духовной жизни поэта-творца. Стихии со свойственной им необузданностью врываются в жизнь поэта, измеряя её как познание высоты небес и бездны глубин:
И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводных ход, И дольней лозы прозябанье.
Образ неба будет присутствовать на протяжении всего спектакля, и поэтому очень важно показать его роль в происходящих событиях. Небо рождает и примиряет в себе стихийность человеческого бытия. В сценическом воплощении (художник спектакля – С. Бархин) небо являет собой образ безмолвного постоянного присутствия, и лишь в музыке балета ощущается тихое «неба содроганье», его соприкосновение со стихийной иррациональностью жизни. Таинственно зарождаясь в музыке из шумов, шорохов, «мышьей беготни» - всего этого «скучного шёпота», стихийный порыв приводит поэта к вдохновению – ему является муза. Муза – подобна «прекрасной незнакомке» не столько в своей идеальной непостижимости, сколько в неуловимой бесконечности красоты, в постоянно ускользающем миге бытия. Завораживающего звучания исполнена музыка, удивительно сочетающая в себе неземной образ хрупкости и прозрачности с ощущением полной упоённости жизнью. Стихийность, оказываясь нераздельной сущностью поэта, в конце концов, умирает вместе с ним. Зеркала в сценах «Бесы», «Сон» становятся символом антижизни, антистихии; зеркальная симметричность – отображение бала – убивает стихию жизни, как убивает её вторгающийся короткий мертвенный в своей постоянности лейтмотив Демона. В хореографическом воплощении «Сон» представляет собой по силе эмоционального воздействия наиболее ярую сцену, рисующую образ постоянного опустошения и гибели Поэта, потрясения самых сокровенных и святых основ жизни. Гаснет свет алтаря Поэта – затухает свеча на его письменном столе: страшна не демоническая стихия сама по себе, а отсутствие всякой стихии и всякой борьбы. Кульминационной точкой всей этой сцены окажется нечеловеческое в своей безмолвной холодности присутствие неба. И в «Эпилоге» медленно всходящий к небу силуэт Поэта лишь усугубляет трагизм непреодолимости этого пути. Роль оправданного воскрешения и очищения берёт тогда на себя колокольный звон очеловеченного музыкой неба. «Бессонница» явилась первой крупной постановкой молодого балетмейстера Александра Петухова, солиста балета Большого театра. В целом балет воспринимается, как абстрактно-символическое видение балетмейстером внутреннего мира Поэта. Безусловно, здесь необходима символизация хореографического языка, одухотворяющая бесконечное разнообразие человеческого бытия. Балет притягивает к себе глубиной и точностью сценических образов, свидетельствующих об основательности и ясной продуманности балетмейстером своего замысла. Однако за символизацией присутствует опасность «обобщения» хореографической лексики, ведущего к сглаживанию стихийности духовной жизни Поэта. Наиболее адекватным балетмейстерскому замыслу представляется музыкальное оформление «Бессонницы». Вся вибрирующая, насыщенная тончайшими градациями, музыка словно парит над балетом, над некоторой его «тяжеловатой» условностью. А. Петухов – автор начинающий, что позволяет ожидать от него нестандартности решения средств классической хореографии, тем более что он зарекомендовал себя интересным танцовщиком, ярким исполнителем характерных ролей, таких, как Модест Алексеевич в «Анюте», Санчо Панса в «Дон-Кихоте» и многих других. Недостаток опыта А. Петухов компенсирует нетрадиционностью замысла балета, которая вырисовывается в интуитивном осознании Слова Пушкина, как Духа (живого бытия) и объединяет творчество балетмейстера и композитора. Данное предположение о новизне замысла «Бессонницы» подтверждается как общей линией драматургического развития спектакля, выстраивающей единый принцип взаимосвязи творчества и жизни Поэта, так и конкретной работой композитора со стихом Пушкина; при этом слово поэта составляет закон развития музыкальной мысли. В свою очередь, изначальный замысел «Бессонницы» очень остро ставит извечный вопрос о преодолении инертности формы хореографического мышления, рамки которого балетмейстер по тем или иным причинам не пытался преодолеть. Однако очевидно, что ракурс подачи классической лексики должен быть иным, в соответствии с музыкой, которая не только воспринимается, как весьма нетрадиционное явление, но и несёт в себе основную смыслообразующую нагрузку. Балет «Бессонница» с точки зрения его музыкально-драматургической композиции имеет все признаки цельности формы, приближающейся к пушкинской в точности образов и свободе фантазии. При этом, как и присущая всякой форме её «законченность», проявляется не в смысле «заточения вольной птицы в клетку», а в смысле её возможности постичь безграничность бытия, которая выражается в «тихой кульминации». Колокольным звоном, как тихим просветляющим плачем, неба начинается и завершается балет «Бессонница».
М. Майорова, искусствовед
"Музыкальная Академия" №2 1999
zhukov.sergei@gmail.com
|