.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Жуков

 

 

 

 

 

 

композитор

заслуженный  деятель  искусств Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

сочинения

 

«День Ангела»

концерт для скрипки и симфонического оркестра

2004 г.

 

Сочинение является частью макроцикла, который состоит из трёх сольных концертов для каждого из инструментов фортепьянного трио, а также, объединяющего их, тройного концерта. В цикл входят «Концерт-мистерия» для скрипки, виолончели и фортепьяно с оркестром, концерт для фортепьяно с оркестром «Silentium», концерт для электронной виолончели «Гефсиманская ночь», а также концерт для скрипки с оркестром «День Ангела»

«АНГЕЛЫ (греч. – «вестники»), в иудаистской, христианской и мусульманской мифологиях бесплотные существа, назначение которых – служить единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему славу, неся Его волю стихиям и людям.»  

Концерт для скрипки с оркестром «День Ангела» состоит из четырёх частей, каждая из которых имеет свой подзаголовок:

I   –  «Утреннее прикосновение»

II  – «Вестник»

III – «Вечерня»

IV – «Ночной полёт»

В концерте нет ярко выраженного конфликта между солистом и оркестром. Скорее напротив – это попытка оптимизации сложившегося стереотипа противопоставления целого и частного, попытка примирения противоположностей, попытка проникновения в миры восходящего ряда, гармонизации человека и Космоса.

 «…И теперь, когда он видит и слышит, как восходит Божественный звук и звон, который  вне его, то заражается дух его, и загорается радостью, и звенит, и поёт радостные слова о плоде и произрастании вечной жизни, об изяществе и о цветах вечной радости, о святости Бога, о царстве радости, пребывающем вечно…»  

Якоб Бёме

 

Авторский комментарий

 

 

«День Ангела»

концерт для скрипки и симфонического оркестра

2004 г.

Скрипичный концерт из цикла инструментальных концертов, посвященных сестрам Бековым, предназначен для скрипачки Эльвиры Бековой и как каждое из произведений макроцикла является портретной характеристикой исполнительницы.

В этом портрете ангелоподобие означает бесконфликтность и «абсолютный позитив», если довериться словам композитора. Но не только. «День ангела» - образец неоклассики с установкой на классические формы, с большим количеством стилизаций и остроумно введенных квазицитат, с разнообразными отсылками к семантически устойчивым оборотам музыкальной речи - таким, например, как знаковое вступление меди для подчеркивания важности драматургического момента. «День ангела» во многом карнавальное построение, только карнавальность здесь не снижающая, не исключающая лирики, она - проявление театрального мышления, столь свойственного Сергею Жукову. И именно это личное качество композитор сообщил портрету исполнительницы, но главное - герою повествования: ангелу.

Название концерта - очередной остроумный ход автора. Днем ангела, как известно, принято называть именины, но программные заголовки частей произведения снимают априорный настрой на содержание (и это тоже момент игры). У Сергея Жукова ангел - существо одушевленное, о чем недвусмысленно сообщает музыка и чему отчасти противоречит ремарка, которую композитор считает нужным привести: «Ангелы (греч. - «вестники»), в иудаистской, христианской и мусульманской мифологиях бесплотные существа, назначение которых – служить единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему славу, неся Его волю стихиям и людям».

Итак, «День ангела» - это последовательность деяний, описанных в классическом четырехчастном концерте:

I – «Утреннее прикосновение»

II – «Вестник»

III – «Вечерня»

IV – «Ночной полет»

«Утреннее прикосновение» по типу письма сродни акварели. Главная звуковая идея здесь - очерчивание бесконечного пространства между землей и небом, которое солирующая скрипка, возникая в почти стратосферной высоте, постепенно наполняет нежным ангельским пением. Тема скрипки, как бы подсказанная и подаренная валторнами, развивается и «передаривается» струнной группе, чтобы затем раствориться в общем хоре - «бестелесном», флажолетном. И в этом виде́нии сияющих небесных сфер, словно прикосновения крыльев ангела, - заключительный наигрыш челесты.

«Вестник» - скерцо, написанное в духе регреtuum mobile. Легкое и очень скоростное движение небесной кавалькады, во главе которой летит скрипка («аудиоответ» мендельсоновской Фее Маб?), возникает не сразу, а после вступления-подготовки, где особым образом подчеркивается волшебство происходящего - сакраментальными 12 ударами неких невидимых с земли ангельских часов.

«Вечерня», выполняющая функцию Adagio в классическом цикле, значительно выделяется, прежде всего, своим не небесным - земным характером. Перемещение в пространстве указано с первых же тактов: нарастание гула, будто приближается земля, нисходящее движение в партии скрипки, поддержанное оркестром. Прежнее и несколько абстрактное волшебство трансформируется в конкретное таинство церковной службы, на которой присутствует и которую возглавляет ангел, поющий о земной скорби.

«Ночной полет» - скерцозно-фантастический финал с особой психологической ловушкой «на старте». Начальные фразы обещают нечто вроде marche funebre. Однако едва произошла настройка «на темноту», как характер музыки кардинально переменился, словно включили свет юпитеров. «Ночной полет» - самая яркая и эвристичная часть концерта. Здесь особенно много разнообразных стилистических намеков - и не вполне уловимых, и очень определенных. Так, например, главная партия финала прямо строится на средней части глинкинского «Марша Черномора», а побочная в репризе откровенно «прирастает» темой Седьмой симфонии Прокофьева, что придает небесам земного оптимизма, порождая вселенскую гармонию.

Для «заинтересованного уха» дополнительной подсказкой идеи финала будет присутствие в музыке темы вступления из «Просветленной ночи» Шенберга, правда переоркестрованной. По авторскому комментарию к сочинению, «именно это состояние волшебства просветленной ночи я и пытался продержать всю четвертую часть». И еще: «Это попытка примирения противоположностей, попытка проникновения в миры восходящего ряда, гармонизации человека и Космоса».

Ольга Бугрова,
из аннотации к диску



 


 

   
     

zhukov.sergei@gmail.com